К сожалению, существует множество причин, по которым речь у малыша формируется неправильно, и одной из них является плохо развитая мелкая моторика рук. Крайне важно не только вовремя заметить проблемы, но и принять грамотные меры по их устранению, ведь в дальнейшем трудности могут негативно сказаться на успеваемости ребёнка и его отношениях со сверстниками.
Причиной тесной связи развития речи и тонких движений рук заключается в том, что в коре головного мозга двигательная и речевая область располагаются рядом. Следовательно, чем больше внимания вы будете уделять пальчиковым упражнениям, тем заметнее будет положительный результат в развитии речи.
Пальчиковая гимнастика с первых лет жизни ребёнка широко применяется во многих странах мира. На Руси такие занятия традиционно сочетались с весёлыми стишками: многие и сейчас помнят “Сороку-белобоку”, “Ладушки”, “Братья”.
Мы предлагаем несколько простых упражнений для развития мелкой моторики рук малыша:
Репка
Мы репку сажали (пальцами как будто роем ямку на ладошке),
Репку поливали (имитируем, как из лейки льется вода).
Выросла репка (выпрямляем все пальчики рук)
Хороша и крепка (ладонь открытая, пальцы согнуть в крючочки;
этими крючочками своих пальцев возьмитесь за крючочки ребенка и тяните, каждый тянет в свою сторону)!
А вытянуть не можем! Кто нам поможет?
Тянем-потянем, тянем-потянем! Ура!
(расцепляем руки, трясем кистями)
Мои ручки
Палец Толстый и Большой (Загибать соответствующий пальчик)
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Палец Средний - самый меткий,
Он снимает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А Мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
Мальчики
Этот мальчик хочет спать (пальчики сжаты в кулачки, распрямлять на каждую строчку).
Этот мальчик лег в кровать.
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот сразу же уснул.
Этот очень крепко спит и тихонечко сопит.
Будут птички щебетать
будут мальчики вставать!
(пальцы второй руки распрямляем)
Пять пальцев
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
(ритмично сжимать и разжимать кулачки; на счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках)
Не забывайте, что для гармоничного развития пальчиковые упражнения следует проводить на обеих ручках. Такие занятия не только помогают малышу развивать речь и мелкую моторику, но установить более тесный контакт с мамой. Играйте с пользой и удовольствием!